Загородному рынку нужна ипотека / Интервью "Загородное обозрение"

Загородному рынку нужна ипотека / Интервью "Загородное обозрение"

По итогам прошлого года «Строительный трест» лидировал в продажах на рынке загородной недвижимости бизнес-класса: 14% купленных домов пришлись на проекты «Небо» в Кузьмоловском и «Сад времени» в Петергофе. В этом году стало известно о планах по расширению проекта «Сад времени». Что сейчас происходит в коттеджных поселках компании, рассказали директор по продажам Сергей Степанов и руководитель направления загородной недвижимости Антон Гаринов. — Московские загородные девелоперы и риэлторы говорят о заметном росте спроса на дорогие дома. Ваш отдел продаж почувствовал начало загородного сезона? С.С.: Меня всегда смущали разговоры о сезонности на рынке загородной недвижимости. Могу понять, когда в дачном поселке люди покупают участки летом. Но мы строим и продаем дома для постоянной жизни, они рядом или прямо в черте города — и пик продаж в нашей компании всегда приходился на «несезон». А.Г.: У нас все достаточно стабильно: в I квартале 2017-го продано четыре объекта в поселках «Небо» и «Сад времени». За первые три месяца прошлого года — тоже четыре дома, а за весь год 16 объектов на 300 млн руб. Плюс с нашим участием прошло несколько вторичных продаж. — «Строительный трест» купил участок по соседству с поселком «Сад времени». Значит ли это, что вы позитивно оцениваете ближайшие перспективы загородного рынка? Или ваш оптимизм относится именно к Петергофу, к вашему проекту? С.С.: Участок куплен раньше, сейчас проводим его инженерную подготовку, в продажу выведем после завершения первой очереди проекта. В ее рамках мы расчистили и благоустроили берега пруда Бауш, высадили несколько тысяч кустарников и сотни деревьев. Получился парк с аллеями, мостиком и скульптурами, отделивший поселок от дорог. Первыми застраиваются и заселяются участки вокруг пруда, но сейчас, когда саженцы подросли и вот-вот зазеленеют, и на крайних от дороги участках становится уютно и уединенно. — На старте «Сада времени» вы определили класс проекта как «бизнес». Не изменился ли ваш подход — по мере обретения поселком обжитого вида, появления аллей и скульптур? С.С.: Преображение территории нашего поселка подтолкнуло и владельцев старых домов в округе облагородить фасады, заборы, участки. Очень заметно, как изменился облик этого места. В повышении заявленного класса я смысла не вижу. Гораздо важнее качество поселка, домов, окружения и восприятие его покупателями, а не декларации застройщика. — Доводилось слышать от городских застройщиков, попробовавших силы в загородной недвижимости, что это совсем другой бизнес — менее предсказуемый. Как сложилось у вас? С.С. Мы не были новичками, еще до запуска комплекса «Небо» у компании уже был большой опыт строительства индивидуальных загородных домов. Поэтому как и что строить, чтобы покупателям это понравилось, мы хорошо представляли. И проект получился удачный. — Кто ваши покупатели? Какие дома они выбирают? С.С.: Большинство предпочитает нестандартную комплектацию, выбирают, например, импортный кирпич для отделки фасадов взамен местного, это удорожает смету примерно на 5 тыс. руб. на «квадрат». В среднем метр коттеджа без внутренней отделки в проекте «Сад времени» обходится в 67 тыс. руб. На старте проекта было 65 тыс. руб. Средняя сумма сделки — участок и подряд на строительство кирпичного коттеджа — около 22 млн руб., это дом примерно на 250 кв. м, из них около 40 кв. м приходится на теплый гараж. Этой площади, в общем, вполне достаточно для семьи с детьми. Недавно мы переделали проект для клиента, которому необходимо было семь спален вместо четырех. Довольны результатом: получились хорошие, удобные комнаты. А.Г. Оказалась востребована акция, которую мы объявили в апреле в коттеджном поселке «Сад времени». Двухэтажный дом площадью 179 кв. м с участком за 15,9 млн руб. Проектом предусмотрена большая кухня-гостиная с выходом на открытую террасу. Также на первом этаже расположена уютная сауна. На втором этаже предусмотрены три спальни, гардеробная комната, ванная. Действие этой акции, наверно, продлим и на май. Добавлю также, что, например, среди владельцев домов в жилом комплексе «Небо» много тех, кто раньше уже покупал у нас квартиры и знает, как мы строим — они живут на севере города, им «Небо» ближе. На юге мы раньше не строили («Строительный трест» начал проект «NEWПитер» в Новоселье не так давно), и в «Саду времени» наших старых клиентов немного. — О перспективах и росте популярности южного направления говорят давно, но серьезных изменений пока не видно: большинство загородных покупателей прежде всего смотрят на север. С.С.: С вводом в строй центрального участка ЗСД южный берег залива стал намного доступнее. Мы, например, из офиса на Кондратьевском пр. добираемся теперь вдвое быстрее. И здесь, в Петергофе, с инфраструктурой все хорошо. При этом «Сад времени», находясь в городской черте, отделен от многоквартирной застройки. Поэтому и спрос на наши дома в Петергофе устойчивый. Тем более, что новых проектов почти нет, а потребность, желание людей жить в собственном доме есть. У нас большой и богатый город, многие петербуржцы хотят иметь красивый дом. В целом о перспективах загородной недвижимости скажу: нужна нормальная ипотека. В стране половина строящегося жилья — индивидуальные дома, а получение кредита на строительство — это многоэтапная и громоздкая процедура, и ставки не привлекают. Загородная ипотека на нормальных условиях была бы востребована.